Эксперты АНО «ИРИ» продолжают изучать мировой опыт регулирования цифрового контроля за сотрудниками. Актуальное исследование посвящено новому британскому руководству по мониторингу работников.
С предыдущими обзорами можно ознакомиться здесь и здесь.
Управление комиссара по информации Великобритании (ICO) выпустило руководство «Практики трудоустройства и защита данных – Мониторинг работников».
Под действие британского руководства подпадают любые формы мониторинга сотрудников, в том числе для целей контроля качества и количества их работы, охраны здоровья и оценки благополучия, контроля выполнения обязанностей, в качестве мер информационной безопасности.
В руководстве указаны основания, при которых мониторинг считается правомерным: например, явное согласие работников на мониторинг, выполнение работодателем предусмотренной законодательством обязанности (например, контроль рабочего времени водителей), наличие законного интереса работодателя и т.д.
Для принятия решения о целесообразности мониторинга работодателю предлагается провести тест из трех частей:
1) Проверка цели: есть ли основание для мониторинга?
2) Проверка необходимости: необходимо ли достичь эту цель?
3) Проверка баланса интересов: преобладает ли законный интерес работодателя над правами, свободами и законными интересами работников?
Лучшими практиками руководство признает следующее:
- Проведение оценки рисков перед внедрением мониторинга (при выявлении высоких рисков для обработки персональных данных – проконсультироваться с ICO);
- Проведение опроса работников или профсоюзных организаций об их мнении относительно мониторинга перед его внедрением;
- Разъяснение работникам, каким образом и в каких целях осуществляется мониторинг;
- Предоставление работникам доступа к информации, которая собирается с помощью мониторинга;
- Определение лиц, ответственных за процедуру мониторинга сотрудников;
- Фиксация в политике компании и доведение до сведений работников цели, характера и масштабов мониторинга;
- Обеспечение сотрудникам возможности объяснять и оспаривать результаты мониторинга (например, это касается случаев, когда неисправность оборудования или систем мониторинга влечет получение вводящей в заблуждение или неточной информации);
- Принятие решений о скрытом мониторинге только на уровне руководства организаций;
- Проведение скрытого мониторинга только при подозрении в преступной деятельности или ином серьезном правонарушении;
- Отказ от использования скрытого мониторинга для перехвата сообщений, которые, по разумным ожиданиям работников, должны быть конфиденциальными, таких как личные электронные письма;
- По умолчанию отключение аудиозаписи в системах видеонаблюдения, использование ее только в исключительных случаях;
- Рассмотрение возможности запрета использования рабочих устройств в личных целях;
- Отказ от мониторинга использования в личных целях личных устройств работников.
Ранее эксперты АНО «ИРИ» исследовали глобальную практику регулирования мониторинга сотрудников по таким критериям, как наличие специального законодательства, допустимые методы контроля, необходимость уведомления работников и соответствующая правоприменительная практика.
В частности, был исследован опыт Великобритании до публикации настоящего руководства ICO.
Прежнее регулирование не было представлено специальными разъяснениями и лучшей практикой в области мониторинга, а ограничивалось лишь изданными в 2000 году актами – Законом о регулировании полномочий по расследованию (Regulation of Investigatory Powers Act, RIPA) и Правилами о телекоммуникации (перехвате сообщений).
Акты предоставляли работодателю право контролировать и записывать коммуникации сотрудника в телекоммуникационной системе работодателя без согласия работника для ограниченного ряда целей: установления фактов; соблюдения регуляторных или саморегулируемых практик или процедур; установления стандартов, которые должны быть достигнуты лицами, использующими систему при выполнении своих обязанностей (например, мониторинг звонков клиентов для контроля качества и обучения персонала); предотвращения или выявления преступлений; расследования или выявления несанкционированного использования той или иной телекоммуникационной; обеспечения эффективной работы системы.
Таким образом, новые рекомендации ICO актуализируют особенности использования работодателем систем мониторинга и расширяют случаи их использования по состоянию на сегодняшний день.
Шагом к созданию российского регулирования мониторинга сотрудников может стать формирование свода лучших практик в области мониторинга работников.
Помимо уже предложенных положений и с учетом нового опыта лучшие практики могут включать в себя:
· Проведение сбора мнений работников или профсоюзной организации перед внедрением систем мониторинга;
· Предоставление работникам доступа к информации, собираемой системой мониторинга;
· Обеспечение работников правом оспаривать результаты мониторинга;
· Закрепление в локальных нормативных актах правил проведения скрытого мониторинга: например, такой мониторинг санкционируется только руководством организации, используется исключительно при наличии обоснованных подозрений в преступной деятельности или ином серьезном правонарушении работника.