22 мая 2023 года ирландский регулятор – Комиссия по защите данных (Data Protection Commission, DPC) опубликовал пресс-релиз о завершении расследовании в отношении компании Meta Platforms Ireland Limited (дочерняя компания владельца соцсетей Facebook и Instagram – Meta Platforms, Inc., запрещённой в России).
Расследование было инициировано в августе 2020 года.
По результатам расследования регулятор 12 мая 2023 года принял окончательное решение, в котором зафиксировал, что ирландская «дочка» Meta нарушила статью 46 (1) Общего регламента по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR).
Указанная норма гласит, что «При отсутствии решения об адекватности в соответствии со статьей 45(3), контролёр или процессор может передавать персональные данные в третью страну или международную организацию, только если контролёр или процессор обеспечивает соответствующие гарантии и при условии, что субъектам данных доступны обладающие силой принудительного исполнения права и эффективные средства правовой защиты.».
Meta Ireland передавала данные европейцев в США своей материнской компании на основании Стандартных договорных положений (Standard Contractual Clauses, SCC) – одобренных Европейской комиссией правил, призванных обеспечить надлежащие гарантии защиты персональных данных.
Однако, DPC посчитала, что этого недостаточно для обеспечения уровня надлежащей защиты прав европейских граждан. Регулятор отразил в своём решении следующие выводы:
1) законодательство США не обеспечивает уровень защиты данных, эквивалентный уровню защиты данных в ЕС;
2) ни SCC 2010 года, ни SCC 2021 года не могут компенсировать недостаточную защиту, предусмотренную законодательством США;
3) в Meta Ireland отсутствуют дополнительные меры, которые компенсировали бы недостаточную защиту, предусмотренную законодательством США;
4) Meta Ireland не вправе ссылаться на отступления, предусмотренные в статье 49(1) GDPR, или любые другие при осуществлении передачи данных.
В части законодательства США регулятора беспокоят следующие факторы:
1) согласно законодательству США, ряд правовых оснований допускает крупномасштабный сбор и обработку в целях внешней разведки, включая борьбу с терроризмом, персональных данных, которые были переданы в США или обрабатываются американскими компаниями;
2) существуют различия в мерах предосторожности, применимых к субъектам данных ЕС, по сравнению с субъектами данных США, включая процедуры таргетирования и минимизации, утвержденные решением Суда по надзору за внешней разведкой (Foreign Intelligence Surveillance Court, «FISC») направлены на сокращение сбора, хранения и распространения персональных данных лиц из США или в отношении них и не применяются к персональным данным физических лиц в ЕС, даже если они не имеют отношения к терроризму, преступлениям или любой другой незаконной или опасной деятельности, в то время как субъекты из США пользуются конституционными мерами защиты, такими как Четвертая поправка к Конституции США, которые не распространяются на граждан ЕС, не проживающих в США;
3) в рамках программ наблюдения в США различные уровни защиты данных применяются к различным типам данных (метаданные США в сравнении с данными контента) и различным этапам обработки данных (первоначальное получение в сравнении с дальнейшей обработкой/анализом);
4) отсутствует ясность в отношении использования других правовых основ и применимых ограничительных условий, особенно в отношении Исполнительного указа президента США № 12333 (Executive Order 12333, EO 12333»);
5) у субъектов данных из ЕС или США не было никаких возможностей получить информацию о том, собираются ли их персональные данные или обрабатываются в дальнейшем, и никаких возможностей для получения доступа, исправление или удаление данных.
При этом в решении отмечается, что Meta Platforms, Inc. соблюдает законодательство США, и это включает в себя исполнение запросов данных, направляемых уполномоченными органами США, когда такие запросы направляются в соответствии с американским законодательством.
В результате DPC в отношении Meta Ireland постановила следующее:
1) в соответствии со статьей 58(2)(j) GDPR вынесено требование приостановить передачу данных в течение 5 месяцев («the Suspension Order»);
2) в соответствии со статьей 58(2)(d) GDPR вынесено требование прекратить незаконную обработку данных, включая хранение в США персональных данных пользователей ЕС, переданных в нарушение GDPR, в течение 6 месяцев;
3) в соответствии со статьей 58(2)(i) GDPR назначен административный штраф в размере в размере 1,2 миллиарда евро (~103,5 миллиарда рублей, ~1,3 долларов США).
Указанный размер штрафа на текущий момент является рекордным для ЕС. Следует отметить, что штраф носит оборотный характер и рассчитывался на основании выручки компании.
По данным СМИ, Meta планирует обжаловать вынесенное решение. Однако, что в данном случае выиграть апелляцию у компании крайне мала, поскольку Суд ЕС не один раз принимал решения об отсутствии законных оснований для передачи данных между ЕС и США.