Институт развития интернета (АНО «ИРИ») и Российский научный фонд объединили ученых и производителей контента на полях V Конгресса молодых ученых для совместной работы над концепциями будущих проектов о науке.
Алексей Гореславский, генеральный директор ИРИ, член Координационного комитета по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий отметил, какая задача стояла перед участниками: «Нам важно поддерживать истории, которые бы популяризировали науку среди молодежи. Фигура ученого у них пока не вызывает такого безусловного уважения и доверия, как у старшего поколения. И мы должны интегрировать эти темы в контент так, чтобы подрастающее поколение воспринимало науку как нечто близкое, понятное и достижимое, а ученых — как новых героев. В этом и есть задача нашей "сценарной комнаты" — превращать идеи в истории, а истории — в интерес к науке. Это наш вызов».
Андрей Блинов, заместитель генерального директора РНФ, рассказал о значимости работы ученых и производителей контента: «Для РНФ важно не только поддерживать передовые исследования, но и помогать науке находить язык, понятный и близкий молодому поколению. Взаимодействие ученых и создателей контента показывает: когда научные идеи облекаются в яркие формы, они способны вдохновлять не хуже художественных историй. И наша задача — сделать так, чтобы интерес к науке становился естественной частью культурной среды, а молодые исследователи видели в ней сферу, где можно реализовать свой потенциал и менять будущее страны».
Шесть команд ученых из разных областей и продюсеры обсудили, как поднять престиж профессии ученых у молодежи, какие форматы для этого подойдут и как привлечь внимание молодых людей к такому типу контента. В заключительный день работы интенсива на стенде РНФ команды представили 15 совместных идей: серия мокьюментари видеоподкастов «Выживут только ученые» о пяти реально существующих научных дисциплинах и технологиях, которые просто необходимы для выживания в мире ближайшего будущего, документальный реалити-квест «Выживалити» о том, как ученые должны вовремя доехать на научную конференцию, драмеди «Цветы» о студентах, пытающихся сделать научный прорыв, документальный сериал «Антрополия» о научном исследование эволюции человека - от первобытного костра до искусственного интеллекта, вертикальный веб-сериал «Силы притяжения» о четырех подругах, которые борятся за внимание талантливых ученых, и другие.
Что мотивирует ученых участвовать в создании контента? Своими мыслями поделилась кандидат химических наук, научный сотрудник Сколковского института науки и технологий Полина Рудаковская: «Привлечь молодые таланты в науку — одна из важнейших задач сегодня. Большинству ученых нравится, когда об их исследованиях узнают, когда формируется позитивный имидж науки, разрушаются стереотипы о «сумасшедших профессорах» и общество осознает, что ученые — обычные люди со своими радостями, заботами и увлечениями. Именно поэтому создание качественного научного контента представляет собой уникальную возможность изменить восприятие об ученых в обществе и науки в целом».
Павел Сарычев, генеральный директор студии Black Box Production, рассказал, что интересного для себя отметил в работе с учеными: «Работа с учеными подобна сотрудничеству с творческими натурами: главное — уловить тот миг, когда загораются глаза у всех участников процесса. Часто бывает, что наши продюсерские идеи остаются непонятными для ученых, точно так же, как их научные рассказы звучат непонятно для нас, несмотря на всю свою значимость. Но миссия креативщика как раз в том, чтобы перевести сложный научный язык на простой и привлекательный для зрителя, подчеркнув важность вклада ученых в улучшение мира. Ученые — настоящие лидеры, определяющие будущее развития человечества. Они словно Данко отважно идут вперед сквозь тьму, освещая путь остальным собственным сердцем».
Алексей Гореславский также принял участие в заседании координационного комитета по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий и в сессии «Конструирование будущего: от научных проектов к визуальным образам», где рассказал про важность научной фантастики и ИИ-контента и работе ИРИ в этом направлении. На сессии «Истории ученых для экранизации в кино и сериалах» заместитель руководителя Департамента редакционной работы ИРИ Григорий Сотников поделился, что ИРИ ждет на конкурсы больше проектов про современных ученых и их исследованиях в тех форматах, которые привлекут зрителей.
Второй год подряд на КМУ пользуются популярностью съемки научно-познавательного шоу «Наука для всех», которое за все сезоны набрало более 50 млн просмотров. В этот раз в специальном выпуске к третьему сезону шоу участвовали блогер Роман Каграманов, кандидат физико-математических наук, проректор по образованию Университета науки и технологий МИСИС, заместитель председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Андрей Воронин, актриса Анна Хилькевич и кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник-заведующий лабораторией Института электродвижения МФТИ, грантополучатель РНФ Софья Морозова.
***
Конгресс молодых ученых – ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий в России, объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2022–2031 годах. Организаторами Конгресса молодых ученых выступают Фонд Росконгресс, Правительство Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Оператор Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».
Институт развития интернета (АНО «ИРИ») – площадка для взаимодействия государства, цифровой индустрии и общества. ИРИ поддерживает создание и продвижение социально значимого контента в интернете, распределяя государственные субсидии на конкурсной основе. С 2020 года Институт поддержал более 2000 онлайн-проектов, включая сериалы, веб-сериалы, подкасты, блогерские шоу и другие виды контента. В 2021 ИРИ учредил Первую национальную премию интернет-контента и является оператором социальной рекламы в интернете и обеспечивает ее бесплатное размещение на крупнейших площадках Рунета.