За последние две недели АНО «ИРИ» получила большое количество сообщений по итогам первой волны конкуса как на электронную почту, так и в социальных сетях. В этой связи команда организации подготовила ответы на самые популярные вопросы о конкурсе и его будущем.
В чем отличие и сходство АНО «ИРИ» (ИРИ) с Фондом президентских грантов (ФПГ)?
Средства, выделяемые ИРИ, не являются грантами. С каждым победителем отбора заключается коммерческий контракт с жесткими условиями, включая требование по достижению определенного показателя — количества просмотров контента. Невыполнение условий ведет к разрыву контракта и возврату денежных средств в полном объеме без возмещения ранее понесенных расходов.
Общим для ИРИ и ФПГ является система оценки проектов: и в том, и в другом случае их рассматривают (оценивают) независимые эксперты.
ИРИ финансово не поддерживает отрасль по аналогии с Минкультуры России и Фондом кино, а выступает заказчиком определенного (необходимого) контента.
Как проводится независимая экспертиза проектов?
Каждая заявка рассматривается независимыми экспертами (тремя экспертами в рамках первой волны конкурсного отбора). Эксперт не должен быть связан с компанией, заявку которой он оценивает, поэтому при распределении заявок между экспертами специалисты ИРИ проверяют отсутствие конфликта интересов.
Сама система оценки носит комплексный характер. Каждый эксперт выставляет проекту несколько оценок. Оцениваются команда проекта, содержание проекта, его размещение и продвижение в сети Интернет. В каждой из этих категорий есть подкатегории. Например, отдельно ставится балл за наличие у команды опыта реализации схожих проектов и за соответствие участников команды заявленному проекту. При этом вес оценок в каждой подкатегории разный.
В результате этой комплексной оценки автоматически рассчитывается средний балл проекта и формируется общий промежуточный рейтинг среди всех проектов.
Что происходит после независимой экспертизы?
Конкурсный комитет, исходя из минимального проходного балла (в рамках первой волны этот балл равен семи), формирует несколько рейтингов проектов в разрезе:
1) категорий контента: видеоконтент, контент в блогосфере, спецпроекты в интернет-СМИ, игры (ПО);
2) минимальной и максимальной стоимости проектов в каждой категории контента: например, рейтинг «Видеоконтент стоимостью до 5 млн руб.»;
3) отдельных тематических линий (опционально): например, рейтинг «Проекты, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Далее в рамках очного заседания Конкурсного комитета идет обсуждение всех проектов в рейтингах. В результате обсуждения Конкурсный комитет отбирает лучшие заявки и направляет их на утверждение Наблюдательным советом конкурсного отбора проектов. В данном случае члены Конкурсного комитета не руководствуются данными о полученных проектами баллах, а принимают решение, поддержать его или нет, путем проведения голосования по каждому отдельному проекту.
Что касается работы Наблюдательного совета, то он может согласиться с решением Конкурсного комитета или принять иное решение в отношении представленных проектов. Решение Наблюдательного совета является финальным, после его принятия объявляются победители конкурсного отбора.
Почему на этапе отбора Конкурсным комитетом общие результаты разделяются на несколько рейтингов?
Такой подход прежде всего обусловлен обеспечением конкуренции — когда небольшой проект (по стоимости, охвату) не рассматривается наравне с проектами крупных производителей, при этом оба имеют достойную оценку независимых экспертов. По решению Конкурсного комитета также может быть выделена в отдельный рейтинг целая тематическая линия (например, в рамках первой волны выделена тема «Живая память» для проектов, посвященных 75-летию Победы).
В Конкурсном комитете и Наблюдательном совете есть представители компаний, которые принимают участие в конкурсном отборе, нет ли здесь конфликта интересов?
Документацией конкурсного отбора проектов, положениями о Конкурсном комитете и Наблюдательном совете установлены жесткие ограничения для членов этих коллегиальных органов в части возможного конфликта интересов. Представители компаний (члены Конкурсного комитета и Наблюдательного совета) не имеют права и не участвуют в обсуждении аффилированных заявок, не голосуют в отношении таких заявок.
Почему не опубликована подробная информация о проектах и полученных оценках по итогам независимой экспертизы?
Учитывая, что ИРИ проводит конкурсный отбор проектов с целью заключения по сути коммерческого контракта, то и рассматривает полученную от участников информацию (заявки) как интеллектуальную собственность (результат интеллектуального труда), разглашать которую без согласия заявителей не имеет права.
После завершения процедуры заключения договоров со всеми победителями первой волны конкурсного отбора ИРИ опубликует на официальном сайте конкурса информацию в соответствии с заключенными договорами, а именно номер заявки, наименование юридического лица, название проекта и его краткое описание.
Конкурсный комитет и Наблюдательный совет не руководствуются информацией о полученных заявками баллах, не связаны этим при принятии решения, поэтому данная информация не публикуется на сайте.
Почему среди победителей мало компаний, занимающихся разработкой игр?
К сожалению, производители игр практически не участвовали в конкурсе: было подано всего 88 заявок (из 1218) на разработку игр. Чтобы исправить эту ситуацию, ИРИ разрабатывает механизм привлечения к участию в конкурсе как можно большего количества компаний, занимающихся производством игр.
Планируется ли изменение процедуры конкурсного отбора, в том числе экспертизы проектов?
Безусловно, ИРИ получает определенный опыт на каждом этапе проведения конкурсного отбора, и в настоящее время идет работа по совершенствованию процедуры.
В числе будущих нововведений:
— увеличение сроков приема и экспертизы заявок (первая волна проводилась в сжатые сроки, что вносило дискомфорт в работу всех участников — ИРИ, независимых экспертов и коллегиальных органов отбора);
— пересматривается подход к экспертизе проектов, в том числе планируется расширение состава независимых разнопрофильных экспертов;
— вводятся ограничения по максимальной стоимости проекта в зависимости от категории контента и по количеству подаваемых заявок одного юридического лица;
— обновляются тематические линии.
Будет ли ИРИ консультировать участников конкурса по вопросам составления и правильного представления проектов?
По итогам проведения первой волны мы сделали вывод, что зачастую хорошая идея представлена недостаточно презентабельно, из-за чего заявка получает низкий балл экспертов и не попадает в рейтинги, которые рассматривает Конкурсный комитет.
ИРИ планирует оказывать поддержку заявителям, консультировать их в отношении заполнения заявки, презентации проекта и так далее до момента подачи заявки (ее регистрации в системе). В настоящее время этот механизм прорабатывается, в том числе с точки зрения технической возможности. В дальнейшем планируется создание раздела на сайте конкурса, посвященного процедуре подачи заявки, с подробной информацией для участников.