Обзор законопроекта Великобритании о цифровых рынках
28 июня 2023

Обзор законопроекта Великобритании о цифровых рынках

Министерством науки, инноваций и технологий совместно с Министерством бизнеса и торговли Великобритании внесен законопроект о цифровых рынках, конкуренции и потребителях (Digital Markets, Competition and Consumers Bill).

Положения законопроекта направлены на создание нового подхода к регулированию крупнейших цифровых компаний по двум трекам:

  • защиты конкуренции;

  • защиты прав потребителей.

Законопроект представляет собой первое в Великобритании регулирование деятельности цифровых компаний и является отражением принятого в Европейском Союзе Закона о цифровых рынках (англ. Digital Markets Act, DMA).

Защита конкуренции

Обновленное регулирование создается за счет наделения Управления по конкуренции и рынкам (англ. Competition and Market Authority, CMA) такими полномочиями, как:

  • предоставление крупным фирмам статуса стратегически важных для рынка (Strategic Market Status, SMS);

  • установление требования к их деятельности;

  • проведение расследований на предмет нарушения указанных требований;

  • наложение штрафов в размере до 10% от оборота и дисквалификация директоров;

  • запрос информации от любых субъектов рынка;

  • направление рекомендаций субъектам рынка;

  • обращение в суд с запросами о выдаче приказов: например, о выдаче приказа об онлайн интерфейсе. Этот приказ обязывает лицо:

- удалить или модифицировать контент в онлайн интерфейсе;

- ограничить или запретить доступ к онлайн интерфейсу;

- разместить предупреждение для потребителей;

- удалить доменное имя и принять все необходимые меры для регистрации этого доменного имени через CMA.

Предполагается, что данные полномочия будут осуществляться Отделом цифровых рынков (англ. Digital Markets Unit, DMU), который будет создан внутри Управления по конкуренции и рынкам.

На создаваемый орган возлагается обязанность координировать свою деятельность с органами, которые могут иметь совпадающие функции – с Управлением по финансовому регулированию и контролю (англ. Financial Conduct Authority, FCA), агентством по теле- и радиокомпаниям (англ. Office of Communications, Ofcom), Комиссара по защите информации (Information Commissioner), Банка Англии.

Защита конкуренции на цифровых рынках будет осуществляться, в первую очередь, за счет ограничения деятельности наиболее крупных компаний, оказывающих значительное влияние на экономические процессы. Для этого законопроект выделяет новых субъектов регулирования – стратегически важные для рынка компании.

Для наделения компании статусом стратегически важной для рынка будут использоваться следующие критерии:

1)    цифровая деятельность компании связана с Великобританией; и

2)    компания отвечает таким условиям, как:

  • обладание значительной укоренившейся рыночной властью (на основе перспективной оценки в течение как минимум пяти лет, с учетом ожидаемых или прогнозируемых событий); и

  • наличие стратегически значимого положения, то есть:

- компания имеет значительный размер или масштаб в рамках своей цифровой деятельности; или

- значительное число других фирм используют деятельность этой компании в своем бизнесе; или

- положение компании в рамках ее цифровой деятельности позволит ей распространить свою рыночную власть на ряд других видов деятельности; или

- положение фирмы позволяет ей определять или существенно влиять на то, как ведут себя другие фирмы.

Под цифровой деятельностью законопроект понимает:

1)    предоставление услуг в сети Интернет или ином сервисе электронной коммуникации; или

2)    предоставление контента (или его части) в сети Интернет или ином сервисе электронной коммуникации; или

3)    любая другая активность, выполняющаяся для достижения целей первых двух.

Среди требований, которые могут быть предъявлены такой компании:

  • справедливое отношение к пользователям цифрового сервиса;

  • наличие прямых или непрямых способов обратной связи;

  • предоставление потребителям свободного выбора между предоставляемыми этим производителем или иными участниками рынка сервисами или контентом;

  • предоставление пользователям информации таким образом, чтобы они понимали механизмы услуг или контента и принимали взвешенные решения о своем взаимодействии с компанией.

Помимо прочего, фирмы, за которыми будет закреплен статус стратегически важных для рынка, должны будут сообщать о сделках слияний и поглощений. Такая обязанность возникает в случае, если стратегически важная для рынка компания (или иная компания, входящая с ней в группу компаний; или иные члены предпринимательского объединения, в которое входит стратегически важная для рынка компания) приобретет более 15% акций или долей в связанном с Великобританией юридическом лице, и стоимость такого приобретения составляет не менее 25 млн фунтов стерлингов.

Особенность обжалования решений DMU заключается в том, что обжаловать можно будет только процессуальный порядок вынесения решения, но не решение по существу. Таким образом, у компаний будет меньше способов отменить решение DMU.

Защита прав потребителей

Защита от недобросовестных практик

Коммерческая практика – то есть любые действия предпринимателя, направленные на предоставления продукта или услуги конечному потребителю – признаются недобросовестными, если могут привести к тому, что среднестатистический потребитель примет решение, которое он не принял бы в противном случае, в результате:

  • действия, вводящего в заблуждение (предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации; любые маркетинговые действия, создающие смешение с иным продуктом, торговой маркой, фирменным наименованием; несоблюдение кодексов поведения, в случае если продавец заявляет, что использует кодекс поведения);

  • вводящего в заблуждение упущения (продавец опускает существенную или иную необходимую в соответствии с законом информацию; не обозначает своих коммерческих намерений);

  • агрессивной практики (использование харассмента, физического принуждения (или такой угрозы) или незаконного убеждения);

  • нарушения требований профессиональной осмотрительности (то есть, честной рыночной практики или общему принципу добросовестности).

Кроме того, недобросовестной коммерческой практикой признается также отсутствие в рекламе существенной информация: информации об основных характеристиках продукта, цене, продавце, адресе продавца, дополнительных расходах, праве возврата, особенностях коммерческой практике продавца, а также любой иной информации, которую продавец обязан в соответствии с законодательством предоставить потребителю в рамках оферты.

В случае осуществления продавцом недобросовестных практик, потребитель освобождается от своих обязательств по договору, в частности, он может полностью отказаться от оплаты товаров.

Договоры подписок

Положения законопроекта предусматривают также защиту потребителей от недобросовестных действий предпринимателей в рамках предоставления услуг по подписке – так называемых «ловушек подписок».

Под договором подписки законопроект понимает договор между потребителем и предпринимателем о поставке товаров, услуг или цифрового контента потребителю в обмен на оплату, если такой договор предусматривает автоматически повторяющуюся или продолжающуюся поставку на неопределенный или фиксированный период, а также право потребителя на расторжение договора.

В частности, бороться с «ловушками подписок» документ предлагает путем обязательного уведомления пользователей о продлении подписки и о списании денежных средств, упрощения механизма расторжения договора подписки, а также предоставления права на одностороннюю отмену договора в течение пробного периода (cooling-off period).

На данный момент законопроект успешно прошел два чтения в Палате общин и направлен в профильный комитет.

Сравнение регулирования конкуренции на цифровых рынках Россия и Великобритании представлено в документе по ссылке.

Ответим на вопросы

По подаче заявок на участие в конкурсах

Обратная связь
ФИО
Почта
Ваш вопрос
Файл формата: docx, pdf, jpeg, png. Размер: не более 5 MB
Пожалуйста, обновите ваш браузер для корректного отображения сайта