В интернете состоялась премьера экранизации романа Олега Дивова «Молодые и сильные выживут», рассказывающей о мире, где неизвестный вирус усыпил большую часть населения планеты, а проснуться смогли лишь молодые и сильные. Мир делится на тех, кто руководствуется лишь животными инстинктами — «тупарей», и тех, кто вспоминает прошлое и к кому возвращается человеческий облик.
Мы пообщались с режиссером сериала Екатериной Краснер о постапокалипсисе, съемках в условиях пандемии, сжатых сроках и том, как книга Олега Дивова переосмыслена в фильме.
Одну из главных ролей сыграл звезда сериала «Эпидемия» Кирилл Кяро. Съемки картины длились рекордные 31 день, хронометраж — четыре серии по часу. Сериал снят при поддержке Института развития интернета в рамках национального проекта «Культура».
— Екатерина, вас в основном знают по ряду короткометражек, для вас работа над сериалом была первым опытом в полнометражном кино?
— На самом деле это уже мой второй крупный проект. Первый — это полнометражный фильм под названием «Любовь и монстры». Он практически готов, его выход задержался из-за пандемии, сейчас мы заканчиваем постпродакшн картины.
— Когда вам поступило предложение, вас не напугали короткие сроки производства?
— Безусловно, но фактор жестких сроков стал своего рода экспериментом, в чем-то очень жестоким. И, к сожалению, это объективно не дало нам возможности на сто процентов реализовать все задуманное. Но, с другой стороны, это интересный новый опыт. Когда ты работаешь в очень сжатых сроках, вся команда собирается, концентрируется, старается, как мне кажется, принимать максимально быстро правильные решения. Нет времени на какую-то рефлексию, на какие-то поиски решений, которые иногда могут завести проект не в ту степь.
— Помимо сроков, наверное, на съемочном процессе отразилась и пандемия?
— Из-за пандемии сложности у всех нас, у всех игроков индустрии. Тесты, маски, дистанция. У нас были ситуации, когда мы провели десятки проб, утвердили самого подходящего на конкретную роль артиста, и, когда до съемок осталось всего ничего, ему приходит положительный тест [на коронавирус]. Были вынуждены менять артистов. Люди болеют, такое в обычной обстановке тоже случается, но значительно реже. К счастью, нас миновала ситуация, когда заболевали те, кто уже начал сниматься или кто находится на площадке. Съемки в условиях пандемии и сроки — наверное, это было самым сложным.
— Вы были раньше знакомы с творчеством Олега Дивова?
— Я фанатка российской фантастики, читала многих авторов, но, признаюсь, с творчеством Олега Игоревича не была знакома. В марте, еще до того, как мы подали заявку на конкурс ИРИ, прочитала сценарий и сам роман. И как-то сразу сложилась такая полифоническая картина мира отечественной фантастики конца 90-х — начала нулевых в России. В самом сериале мы не играли в эпоху, старались адаптировать смыслы и подтексты, сделать современную историю для современного зрителя.
— А, скажем, диалоги и локации, насколько они близки к книге?
— Надо понимать, что кино и книги, кинодраматургия и литература — это очень разные жанры или даже плоскости. В книге что-то можно объяснить в двух предложениях, а в кино всегда надо найти этому максимально подробный драматургический эквивалент, объяснить то же самое, но по-другому. Мы старались максимально сохранить диалоги, но за 20 лет сильно изменилась фактура языка, поэтому какие-то вещи менялись по ходу работы над сценарием и самих съемок. В целом мы старались бережно относиться к первоисточнику, старались подчеркивать те же особенности «нового мира», что и автор, а не фантазировать.
— А был контакт с самим Олегом Дивовым, он принимал участие в работе над проектом?
— Я знаю, что наш сценарист общался с Олегом Игоревичем, но насколько плотным было его участие в работе над сценарием, не могу сказать.
— Действие романа происходит в Москве, а где проходили съемки сериала?
— Мы снимали 25 дней в Калуге, шесть дней — на нескольких объектах Москвы, которые здесь были более подходящими. В один из таких мы просто влюбились, у творческой команды было понимание, что действие нескольких сцен должно происходить именно здесь, это место просто предназначено для них. Есть в столице такое место, которое фигурирует в очень многих российских сериалах, — Горный институт. Здесь абсолютно волшебный актовый зал, где, например, у нас одна из сцен заключительной, четвертой серии.
— Почему для основных съемок решили выбрать Калугу?
— С одной стороны — это бюджет, с другой стороны — локальность истории. Нам показалось, что будет более правдоподобно и убедительно, если действие будет происходить в небольшом городе. Соответственно, финальный эпизод, который многие помнят по книге и который был в Москве в очень знаковом месте, мы перенесли в другую локацию, исходя из того, что это маленький, камерный город. Но, нам кажется, в глобальном смысле история от этого только выигрывает. Ведь она может происходить не только в столице. И в этот момент появляется еще один пласт смыслов. Скорее всего, некоторые фанаты творчества писателя будут с этим решением не согласны, но это повод для дискуссии.
Мы шли по пути переосмысления объектов, это же постапокалипсис, люди могут выбирать, где жить. В то же время мы избегали каких-то замыленных пространств, выбирали фактурные места. Например, у нас есть эпизод с бандитом, который в прошлой жизни был школьным учителем и очень много говорит о красоте, эстетике, о том, что «проснувшиеся» отличаются от «тупарей» чувством прекрасного. Мы подумали о том, куда бы его потянула душа, если можно выбрать любое место? И «поселили» его в одной из старейших калужских усадеб, хотя в сценарии действие происходит в подвале. То есть старались выбирать какие-то неочевидные объекты, с одной стороны, а с другой — несущие смысл.
— В период пандемии тема постапокалипсиса как никогда актуальна. Это ощущение беззащитности перед угрозой помогло вам и вашей команде лучше прочувствовать писателя?
— Безусловно, чувство, что мир больше не будет прежним, отразилось на игре актеров, которые, возможно, сильнее прочувствовали то, о чем писал Олег Дивов, да и на работе всей команды. Эта тема, конечно, становится более близкой ввиду сложившихся обстоятельств и того, что мы наблюдаем в новостях последний год. Скажем, настроение более агрессивного окружения. Но, как и автор, мы хотели порассуждать о природе перерождения зла в процессе перезагрузки мира с чистого листа. Как и в книге, финал, четвертая серия, у нас довольно философская, она про рефлексию человека.
— Как вам в целом работа команды?
— Были большие опасения по срокам, срочные замены за сутки до мотора, проблемы, связанные с пертурбациями в театрах, просто с занятостью артистов, с разморозками других проектов. Но, к счастью, все сложилось, подобралась очень крутая и изобретательная команда, которая вкладывала в проект свою душу. В данном случае это вообще ни разу не пустые слова или вежливость. Эти люди действительно вложили частицу себя в проект, а артисты — в персонажей, в их линии и буквально вдохнули жизнь в книжных героев.
«Молодые и сильные выживут»
Действие сериала происходит в России в 2022 году. В результате глобальной катастрофы большая часть человечества погибла. Выжили молодые и сильные в возрасте от 18 до 36 лет. Но за пропуск в новый мир каждый сполна заплатил своей памятью. Это люди, лишившиеся своего прошлого, забывшие о существовании родных и друзей. Они сохранили лишь самые примитивные навыки, мало чем отличаются от животных и все разногласия решают кулаком и автоматом.
Но понемногу к некоторым счастливчикам начинает возвращаться память. А это значит, что они получили еще один шанс построить свой мир заново и на этот раз сделать все правильно. Или повторить старые ошибки и наделать новых. Но сначала им предстоит осознать, что значит быть человеком, и на практике решить морально-этическую проблему о цели и средствах.
Производство: телекомпания Dixi-TV
Жанр: фантастический триллер, постапокалипсис
Формат: 4 серии
Автор сценария: Игорь Ткаченко
Режиссер: Екатерина Краснер
Продюсер: Ефим Любинский
В ролях: Илья Малаков, Кирилл Кяро, Вячеслав Манучаров, Анна Лаврентьева, Мария Лисовая, Илья Никулин, Сергей Тэсслер, Кирилл Каганович, Федор Бавтриков, Михаил Кремер, Александр Маврин, Герман Сегал.