Как снять постапокалипсис в условиях пандемии за 31 день
4 декабря 2020

Как снять постапокалипсис в условиях пандемии за 31 день

В интернете состоялась премьера экранизации романа Олега Дивова «Молодые и сильные выживут», рассказывающей о мире, где неизвестный вирус усыпил большую часть населения планеты, а проснуться смогли лишь молодые и сильные.

В интернете состоялась премьера экранизации романа Олега Дивова «Молодые и сильные выживут», рассказывающей о мире, где неизвестный вирус усыпил большую часть населения планеты, а проснуться смогли лишь молодые и сильные. Мир делится на тех, кто руководствуется лишь животными инстинктами — «тупарей», и тех, кто вспоминает прошлое и к кому возвращается человеческий облик.

Мы пообщались с режиссером сериала Екатериной Краснер о постапокалипсисе, съемках в условиях пандемии, сжатых сроках и том, как книга Олега Дивова переосмыслена в фильме.

Одну из главных ролей сыграл звезда сериала «Эпидемия» Кирилл Кяро. Съемки картины длились рекордные 31 день, хронометраж — четыре серии по часу.  Сериал снят при поддержке Института развития интернета в рамках национального проекта «Культура».

— Екатерина, вас в основном знают по ряду короткометражек, для вас работа над сериалом была первым опытом в полнометражном кино?

— На самом деле это уже мой второй крупный проект. Первый — это полнометражный фильм под названием «Любовь и монстры». Он практически готов, его выход задержался из-за пандемии, сейчас мы заканчиваем постпродакшн картины.

— Когда вам поступило предложение, вас не напугали короткие сроки производства?

— Безусловно, но фактор жестких сроков стал своего рода экспериментом, в чем-то очень жестоким. И, к сожалению, это объективно не дало нам возможности на сто процентов реализовать все задуманное. Но, с другой стороны, это интересный новый опыт. Когда ты работаешь в очень сжатых сроках, вся команда собирается, концентрируется, старается, как мне кажется, принимать максимально быстро правильные решения. Нет времени на какую-то рефлексию, на какие-то поиски решений, которые иногда могут завести проект не в ту степь.

— Помимо сроков, наверное, на съемочном процессе отразилась и пандемия?

— Из-за пандемии сложности у всех нас, у всех игроков индустрии. Тесты, маски, дистанция. У нас были ситуации, когда мы провели десятки проб, утвердили самого подходящего на конкретную роль артиста, и, когда до съемок осталось всего ничего, ему приходит положительный тест [на коронавирус]. Были вынуждены менять артистов. Люди болеют, такое в обычной обстановке тоже случается, но значительно реже. К счастью, нас миновала ситуация, когда заболевали те, кто уже начал сниматься или кто находится на площадке. Съемки в условиях пандемии и сроки — наверное, это было самым сложным.

— Вы были раньше знакомы с творчеством Олега Дивова?

— Я фанатка российской фантастики, читала многих авторов, но, признаюсь, с творчеством Олега Игоревича не была знакома. В марте, еще до того, как мы подали заявку на конкурс ИРИ, прочитала сценарий и сам роман. И как-то сразу сложилась такая полифоническая картина мира отечественной фантастики конца 90-х — начала нулевых в России. В самом сериале мы не играли в эпоху, старались адаптировать смыслы и подтексты, сделать современную историю для современного зрителя.

— А, скажем, диалоги и локации, насколько они близки к книге?

— Надо понимать, что кино и книги, кинодраматургия и литература — это очень разные жанры или даже плоскости. В книге что-то можно объяснить в двух предложениях, а в кино всегда надо найти этому максимально подробный драматургический эквивалент, объяснить то же самое, но по-другому. Мы старались максимально сохранить диалоги, но за 20 лет сильно изменилась фактура языка, поэтому какие-то вещи менялись по ходу работы над сценарием и самих съемок. В целом мы старались бережно относиться к первоисточнику, старались подчеркивать те же особенности «нового мира», что и автор, а не фантазировать.

— А был контакт с самим Олегом Дивовым, он принимал участие в работе над проектом?

— Я знаю, что наш сценарист общался с Олегом Игоревичем, но насколько плотным было его участие в работе над сценарием, не могу сказать.

— Действие романа происходит в Москве, а где проходили съемки сериала?

— Мы снимали 25 дней в Калуге, шесть дней — на нескольких объектах Москвы, которые здесь были более подходящими. В один из таких мы просто влюбились, у творческой команды было понимание, что действие нескольких сцен должно происходить именно здесь, это место просто предназначено для них. Есть в столице такое место, которое фигурирует в очень многих российских сериалах, — Горный институт. Здесь абсолютно волшебный актовый зал, где, например, у нас одна из сцен заключительной, четвертой серии.

— Почему для основных съемок решили выбрать Калугу?

— С одной стороны — это бюджет, с другой стороны — локальность истории. Нам показалось, что будет более правдоподобно и убедительно, если действие будет происходить в небольшом городе. Соответственно, финальный эпизод, который многие помнят по книге и который был в Москве в очень знаковом месте, мы перенесли в другую локацию, исходя из того, что это маленький, камерный город. Но, нам кажется, в глобальном смысле история от этого только выигрывает. Ведь она может происходить не только в столице. И в этот момент появляется еще один пласт смыслов. Скорее всего, некоторые фанаты творчества писателя будут с этим решением не согласны, но это повод для дискуссии.

Мы шли по пути переосмысления объектов, это же постапокалипсис, люди могут выбирать, где жить. В то же время мы избегали каких-то замыленных пространств, выбирали фактурные места. Например, у нас есть эпизод с бандитом, который в прошлой жизни был школьным учителем и очень много говорит о красоте, эстетике, о том, что «проснувшиеся» отличаются от «тупарей» чувством прекрасного. Мы подумали о том, куда бы его потянула душа, если можно выбрать любое место? И «поселили» его в одной из старейших калужских усадеб, хотя в сценарии действие происходит в подвале. То есть старались выбирать какие-то неочевидные объекты, с одной стороны, а с другой — несущие смысл.

— В период пандемии тема постапокалипсиса как никогда актуальна. Это ощущение беззащитности перед угрозой помогло вам и вашей команде лучше прочувствовать писателя?

— Безусловно, чувство, что мир больше не будет прежним, отразилось на игре актеров, которые, возможно, сильнее прочувствовали то, о чем писал Олег Дивов, да и на работе всей команды. Эта тема, конечно, становится более близкой ввиду сложившихся обстоятельств и того, что мы наблюдаем в новостях последний год. Скажем, настроение более агрессивного окружения. Но, как и автор, мы хотели порассуждать о природе перерождения зла в процессе перезагрузки мира с чистого листа. Как и в книге, финал, четвертая серия, у нас довольно философская, она про рефлексию человека.

— Как вам в целом работа команды?

— Были большие опасения по срокам, срочные замены за сутки до мотора, проблемы, связанные с пертурбациями в театрах, просто с занятостью артистов, с разморозками других проектов. Но, к счастью, все сложилось, подобралась очень крутая и изобретательная команда, которая вкладывала в проект свою душу. В данном случае это вообще ни разу не пустые слова или вежливость. Эти люди действительно вложили частицу себя в проект, а артисты — в персонажей, в их линии и буквально вдохнули жизнь в книжных героев.

«Молодые и сильные выживут»

Действие сериала происходит в России в 2022 году. В результате глобальной катастрофы большая часть человечества погибла. Выжили молодые и сильные в возрасте от 18 до 36 лет. Но за пропуск в новый мир каждый сполна заплатил своей памятью. Это люди, лишившиеся своего прошлого, забывшие о существовании родных и друзей. Они сохранили лишь самые примитивные навыки, мало чем отличаются от животных и все разногласия решают кулаком и автоматом.

Но понемногу к некоторым счастливчикам начинает возвращаться память. А это значит, что они получили еще один шанс построить свой мир заново и на этот раз сделать все правильно. Или повторить старые ошибки и наделать новых. Но сначала им предстоит осознать, что значит быть человеком, и на практике решить морально-этическую проблему о цели и средствах.

Производство: телекомпания Dixi-TV

Жанр: фантастический триллер, постапокалипсис

Формат: 4 серии

Автор сценария: Игорь Ткаченко

Режиссер: Екатерина Краснер

Продюсер: Ефим Любинский

В ролях: Илья Малаков, Кирилл Кяро, Вячеслав Манучаров, Анна Лаврентьева, Мария Лисовая, Илья Никулин, Сергей Тэсслер, Кирилл Каганович, Федор Бавтриков, Михаил Кремер, Александр Маврин, Герман Сегал.

Ответим на вопросы

По подаче заявок на участие в конкурсах

Обратная связь
ФИО
Почта
Ваш вопрос
Файл формата: docx, pdf, jpeg, png. Размер: не более 5 MB
Пожалуйста, обновите ваш браузер для корректного отображения сайта