Регулирование социальной рекламы в интернете может быть закреплено на законодательном уровне
16 декабря 2020
Ведущие российские интернет-компании «Яндекс», «Рамблер» и Mail.ru Group поддержали идею закрепить в законодательстве нормы, касающиеся распространения социальной рекламы в сети Интернет.
Новость

Ведущие российские интернет-компании «Яндекс», «Рамблер» и Mail.ru Group поддержали идею закрепить в законодательстве нормы, касающиеся распространения социальной рекламы в сети Интернет. Об этом они заявили на расширенном заседании Комитета по информационной политике Госдумы, посвященном поддержке социальных проектов и социальной рекламы в интернете. В дискуссии приняли участие представители отрасли, Института развития интернета, органов госвласти, в частности Минцифры, Роскомнадзора, ФАС, а также волонтерских организаций.

«Мы полагаем, что сегодня есть необходимость совершенствования существующего законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования социальной рекламы в Сети. Результатом нашей работы должна стать подготовка соответствующей законодательной инициативы при условии, что она будет отражать интересы отрасли и самих общественных организаций», — отметил, открывая заседание комитета, его руководитель, депутат Госдумы Александр Хинштейн. Он напомнил, что в 2006 году в законе «О рекламе» было закреплено понятие социальной рекламы и установлена ее квота для рекламораспространителей. Она составляет до 5% от годового объема рекламы.

«Когда принималась эта норма, рекламы в интернете как таковой не было. Сегодня ситуация изменилась», — сказал глава Комитета по информационной политике.

По его словам, одним из важных шагов к регулированию распространения социальной рекламы в сети Интернет стало подписание в сентябре 2020 года Меморандума о социальной рекламе. Его заключили ведущие интернет-компании России — «Яндекс», Mail.ru Group и «Рамблер», а также Общественная палата РФ и Институт развития интернета (АНО «ИРИ»).

«Это хороший пример того, как происходит самоорганизация, но, увы, одной только инициативы самих участников IT-рынка в этом вопросе недостаточно, здесь должны быть равные условия, в том числе для иностранных игроков, которые работают и получают прибыль на территории нашей страны», — заявил Александр Хинштейн.

«На базе Института развития интернета сейчас идет активное обсуждение, по какому пути двигаться. Есть два варианта — это саморегуляция и внешнее регулирование. По пути саморегуляции мы уже пошли, но нам не хватает общих правил игры для всех игроков, в том числе иностранных, чтобы для всех были созданы равные условия», — отметил, со своей стороны, гендиректор Института развития интернета Антон Ключкин.

По его словам, меморандум — прообраз движения в сторону создания на базе ИРИ некоего единого оператора социальной рекламы в Сети, а также технологической и экспертной площадки. Кроме того, предстоит определиться с механизмом квотирования рекламы и тем, каким образом будет определяться и распределяться 5%-ная норма.

Александр Хинштейн поддержал идею о едином операторе, отметив, что подобные подходы реализованы во многих странах мира.

«Идея, чтобы ИРИ выполнял функции оператора рекламного пространства, заслуживает внимания. Во многих странах подобные подходы уже давно реализованы, а функция оператора рекламного пространства возложена на НКО. В США существует Совет по рекламе, который появился еще в годы Второй мировой войны. Кроме того, агентство со схожими полномочиями есть в Японии», — отметил он, подчеркнув, что «при этом нужно предусмотреть и прямое взаимодействие между рекламодателями и социально ориентированными организациями».

Глава комитета также особо подчеркнул, что никакие решения, в том числе законодательные, за спиной отрасли приниматься не будут.

Поддержка отрасли

Со своей стороны, российские компании поддержали необходимость внесения изменений в законодательство при условии «четких правил игры».

«Формализация социальной рекламы в Сети в законодательстве — логичный шаг на данном этапе, но нам бы хотелось видеть прозрачные правила игры. Мы придерживаемся подхода равноприменимости как в отношении интернет-компаний, так и рекламных сред», — сказал директор по связям с госорганами Mail.ru Group Константин Голуб.

Его поддержал директор по работе с госорганами «Яндекса» Игорь Алексеев, добавив, что крайне важен «принцип равноприменимости ко всем площадкам, ко всем игрокам рынка».

«Мы также выступаем за то, чтобы меморандум в каком-то виде был переведен на язык закона, стал дополнением к закону «О рекламе», — заявил, со своей стороны, исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер. В то же время, по его словам, важно предусмотреть механизмы регулирования, с которыми согласились бы все игроки отрасли.

«Перед нами стоит задача установления прозрачности определенных процедур, которые нам вместе предстоит выработать. Решение этих задач содержит возможные проблемы, например добросовестности использования. Здесь важно предусмотреть механизмы регулирования, с которыми согласились бы все игроки отрасли», — сказал он.

Также законодательное закрепление поддержали в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Роскомнадзоре и Федеральной антимонопольной службе.