Институт развития интернета оценил доступность цифровой среды
3 декабря 2020
ИРИ провел первое масштабное исследование доступности 11 тыс. сайтов органов госвласти, государственных учебных заведений и большого числа различных структур, оказывающих социальные и иные услуги населению
Новость

Институт развития интернета (АНО «ИРИ») по заказу Министерства труда и социальной защиты РФ провел первое масштабное исследование сайтов органов государственной власти, государственных учебных заведений и большого числа различных структур, оказывающих социальные и иные услуги населению, на предмет доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование состояло из нескольких частей. На первом этапе были проведены технический анализ сайтов с использованием специальных программных средств и социологический опрос, в котором приняли участие более тысячи человек с ОВЗ по зрению. На основании полученных данных, а также анализа международного опыта, связанного с философией доступности цифровой среды (США, Япония, страны Европейского союза), Институт развития интернета к концу декабря подготовит рекомендации по повышению доступности сайтов Рунета.

«В рамках технической части исследования было проанализировано более 11 тыс. сайтов государственных федеральных, региональных и муниципальных органов власти, сайтов, предоставляющих госуслуги, государственных учебных заведений, госбанков, учреждений здравоохранения и иных социально направленных организаций. Каждый адрес вбивался в специальную программу, которая определяла наличие ошибок, снижающих доступность ресурса», — рассказывает о работе над исследованием гендиректор АНО «ИРИ» Антон Ключкин.

Сайты разделены на три уровня доступности: высокий (менее 30 ошибок на сайте), средний (более 30 и менее 100 ошибок), а также уровень минимальной адаптации (более 100 ошибок).

Технический анализ показал, что более 45% исследованных сайтов госорганов имеют высокий уровень доступности, 43% — средний, а 12% — минимально адаптированы.

Среди сайтов федеральных органов власти высокий уровень — у 41,3%, средний — у 42,3% и минимальный — у 16,3%. Примерно такая же картина наблюдается с сайтами госбанков: у 41,3% — высокий, у 41,3% — средний и у 17,2% — минимальный.

В категории государственных порталов и сервисов высокий уровень доступности — у 46,7% ресурсов, средний — у 47,4% и минимальный— у 5,8%.

Согласно техническому анализу, самый высокий показатель получили учреждения здравоохранения. Здесь менее 30 ошибок встречаются на 54,3% сайтов, от 30 до 100 ошибок программа обнаружила у 35,1% сайтов и более 100 ошибок — у 10,6% ресурсов.

В целом эти данные соотносятся с результатами социологического исследования, в рамках которого было опрошено более 1 тыс. респондентов с ОВЗ по зрению из 14 регионов РФ. Из них слабовидящие — 56% и с полным отсутствием зрения — 44%.

Адаптивность (определяется совместимостью ресурсов с программами экранного доступа), удобство восприятия и использования, а также понятность сайтов госорганов и местного самоуправления высоко оценили более 41% опрошенных, 30% поставили им среднюю оценку, 16% — низкую. Отдельные замечания высказывались относительно сложной для восприятия структуры сайтов госорганов и использования документов в формате PDF, недоступном для программы экранного доступа.

Что касается интернет-среды в целом, то большинство (75%) высказали критичные замечания относительно адаптированности отечественных интернет-ресурсов к возможностям и потребностям людей с ОВЗ по зрению: только 18% отметили, что большинство сайтов полностью адаптированы.

Среди слабовидящих критично оценивают адаптивность интернет-ресурсов 72%, среди людей с полной потерей зрения — 80%.

В числе главных причин недоступности интернет-ресурсов — использование графических элементов, которые не озвучиваются программой экранного доступа, проблемы с вводом капчи, отсутствие возможности увеличить шрифт. Второй барьер — невозможность выполнить все операции при помощи клавиатуры и необходимость использовать мышь.  

«С помощью технического анализа и социологического исследования был определен ряд проблем, связанных с доступностью сайтов государственных структур для людей с ОВЗ. В настоящее время мы заканчиваем работу над рекомендациями по повышению их доступности, которые станут итогом нашей работы. Их можно использовать в дальнейшем при создании новых сайтов или доработке уже существующих. В конечном итоге мы должны прийти к тому, что для разработчиков и администраторов сайтов станет нормой учитывать требования доступности на каждом этапе работы над ресурсом и по его дальнейшей поддержке», — отмечает генеральный директор ИРИ Антон Ключкин.  

«Как показывает накопленный опыт в этой сфере, существует несколько простых способов сделать сайт доступнее: подписывать все ссылки, заголовки и картинки, упростить структуру, добавить возможность изменять контрастность, шрифт, размер изображения, сделать голосовой ввод капчи и т. д. Это не требует больших материальных и человеческих затрат, но сделает интернет-ресурсы в разы доступнее», — считает он.

Всего на конец 2019 года в России по разным оценкам число полностью незрячих людей составляло порядка 100 тыс. человек, людей с инвалидностью по зрению — около 500 тыс.

Как часто люди с ОВЗ пользуются интернетом и какие ресурсы посещают?

Абсолютное большинство участников социологического исследования отметили, что практически ежедневно пользуются различными интернет-сайтами: 96% каждый день используют интернет, 5% обращаются к нему несколько раз в неделю и реже. 88% используют Сеть для поиска и просмотра необходимой информации, 84% — для общения в социальных сетях, 71% — для чтения новостей и просмотра электронной почты.

Кроме того, востребованным является совершение различных платежей и покупок. 52% оплачивают услуги или делают коммунальные платежи, 50% совершают покупки и заказывают товары. За оказанием социальных услуг посредством интернета обращается каждый третий, или 29% опрошенных.

Самым востребованным в Сети является развлекательный контент: так, 70% отметили, что слушают музыку, 62% смотрят фильмы, программы, сериалы.

Сайты государственных органов власти или местного самоуправления за последние полгода-год посещали больше половины опрошенных (66%), 30% отметили, что ничего не посещали, еще 4% затруднились с ответом.

Среди опрошенных наиболее востребованным и часто посещаемым является портал Госуслуг — 58%; еще 28% отметили, что посещали сайт поликлиники.

Сайты федеральных/региональных органов власти также относятся к категории часто посещаемых: 17% опрошенных отметили, что посещали сайты министерств и ведомств, еще 17% — сайт регионального правительства/администрации, 14% — сайт главы города/района.

Какие сайты госорганов нуждаются в повышении уровня адаптации?

Среди опрошенных людей с ОВЗ по зрению — высокий запрос по улучшению адаптации сайтов, с которыми они чаще всего сталкиваются в повседневной жизни: здравоохранения и медицины (60%), социального обеспечения (47%). На втором месте по востребованности — сайты сферы ЖКХ (37%), пассажирского транспорта (33%), образования и воспитания (28%). Менее выражен запрос по адаптации сайтов, посвященных спорту (8%), науке (7%).

По мнению опрошенных, в первую очередь необходимо улучшить адаптированность сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, госуслуг, медицинских и образовательных учреждений.

Насколько доступен российский интернет: мнение участников опроса

Недоступность элементов сайтов респонденты с полной потерей зрения связывают в том числе с работой разработчиков. Они отмечают, что если программист правильно вбивает код, то программе экранного доступа будет комфортно его воспроизводить. Например, если специалист использует звездочку в коде, которая означает избранное, программа ее воспроизведет.

Мнения участников социологического исследования:

«Подавляющее большинство контента имеет существенные барьеры доступности. Я либо не могу воспринимать контент, либо не могу им управлять. На многих сайтах есть версии для слабовидящих, но совсем слепым людям это не помогает. Вопрос не в цветах и шрифтах, а в том, чтобы все операции были доступны без помощи мыши, чтобы все кнопки были подписаны, а не являлись графическим объектами, по которым необходимо щелкнуть мышкой. Программа JAWS не совместима с мышкой».

«На государственных сайтах структура очень сложная. Чтобы найти документ, нужно пойти в меню, подменю и дальше, то есть далеко. Приходится искать. Если там есть изображения, отсканированные документы в PDF-формате (положения, постановления правительства), то они будут недоступны, потому что это картинка»

«На сайтах банков многие вещи недоступны. Например, графика, анимация. Для меня финтифлюшки роли не играют, но я понимаю, что я не целевая аудитория банков. Я написал письмо в Центробанк, что не работает сервис. Мне ответили документом PDF, который не распознавался».​

«Незрячие все сидят в соцсетях. Очень многие сидят в фейсбуке, потому что он адаптирован. «Одноклассники», «ВКонтакте» и телеграм очень требуют изменений».​

«Интернет-магазины «Джум», «АлиЭкспресс», eBay вообще не адаптированы. Там надо методом тыка попадать куда тебе нужно. Ничего непонятно. Интернет-магазины многие не адаптированы».