ИРИ прокомментировал новый ФГОС
29 ноября 2019
Председатель правления Института развития интернета Сергей Петров прокомментировал предложенный Министерством просвещения Российской Федерации новый федеральный государственный образовательный стандарт учебного предмета «Информатика».
Новость

По мнению Петрова, в вопросе развития цифровых навыков новый образовательный стандарт становится шагом вперёд в сравнении с ранее использующимися школьными программами. В сентябре ИРИ провёл визионерское исследование «Российская школа 2030». В результате было представлено 9 дисциплин, среди которых есть как уже популярные у современных школьников робототехника и программирование, набирающий очки киберспорт, так и футуристичные предметы: VR-архитектура, квантовые технологии. Подготовленный перечень иллюстрирует важность развития цифровых компетенций, потребность в получении системных ИТ-навыков.

«В ближайшие 10 лет в России должны появиться дополнительно два миллиона IT-специалистов, чтобы мы могли успешно участвовать в глобальной технологической гонке, отмечает Петров. – Для решения данного кадрового вопроса необходима системная подготовка будущих профессионалов, начиная со школьной скамьи».

При общей положительной оценке предложений ФГОС Петров отметил, что многие предметы, предлагается вводить только в последних классах школы, тогда как основы цифровых навыков закладываются намного раньше и самостоятельно использовать компьютер, знакомится с интернетом современные дети начинают с начальной школы, а к 10 – 12 годам, зачастую имеют уровень знаний выше, чем у своих родителей.

Так, пользовательские навыки, составляющие основу цифровой культуры, такие как поиск информации в сети Интернет, работа с файловой системой, создание и оформление текстовых документов, создание презентаций начинают формироваться в 7 классе. Эти навыки востребованы существенно раньше и их отсутствие будет негативно сказываться на эффективности обучающего процесса. А кроме того, нести реальные риски. Сегодня интернет предоставляет большие возможности – безграничный доступ информации, онлайн-обучение, общение и в то же время несёт определённые угрозы, становясь источником ложной информации, каналом вовлечения подростков в деструктивные группы и течения. Как можно раньше детям нужно давать инструменты для безопасного пребывания в цифровом мире, и, кроме того, создать условия для их развития в соответствии с требованиями современности, где всё большую роль играют ИТ-технологии.

Вводимые новым ФГОС обучение алгоритмизации и программированию начинается в 8 классе и составляет всего два года. Теряется очень продуктивный возраст для формирования алгоритмического мышления – 5-6 классы. В выпускных классах школьники нагружены традиционными предметами, при этом навыки анализа и обработки данных в электронных таблицах предполагается формировать только с 9 класса. Одновременно с большой нагрузкой по алгоритмизации и программированию это перегружает 9 класс и не позволяет эффективно подготовить школьников к ИГА.

Говоря об общей оценке образовательного процесса, видится, что большой объём материала с точки зрения новых понятий и разнообразия формируемых навыков предложено школьникам 7, 8, 9 классов, при нагрузке в один час в неделю, не позволит усвоить материал. Видится целесообразным расширение возрастных групп, вовлечённых в процесс формирования цифровых навыков и компетенций.


Справка: Минпросвещения России разработаны проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые планируется утвердить к концу 2019 года. Согласно проекту ФГОС основного общего образования учебного предмета «Информатика» обучение информатике начинается в 7-9 классах.

Похожие новости