Проекты

Результаты опроса на «Краудсорсинговой платформе взаимодействия с интернет аудиторией на базе экспертного сообщества ИРИ» по теме легального контента

Институтом Развития Интернета  организован и проведен в период 18-20.05.16г. в  рамках реализации социально значимого проекта   «Краудсорсинговая платформа взаимодействия с Интернет-аудиторией на базе экспертного сообщества ИРИ» - http://experts.iri.cente опрос Интернет-пользователей по теме: «Переход государственных органов на российское программное обеспечение и российские разработки на базе ПО с открытым исходным кодом», целью которого являлось изучение мнений Интернет- пользователей в отношении перехода государственных структур на отечественное программное обеспечение.

Формирование долгосрочной Программы развития российского сегмента сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики

25 июня 2015 г. состоялось первое заседание Программного комитета Института Развития Интернета (ПК ИРИ), в ходе которого членами Совета ИРИ обсуждалась концепция Президентской программы развития Интернета.

По итогам встречи были сделаны следующие выводы:

  • предложено и поддержано, что концепция будет состоять из двух частей: «теоретическая» (фактически это «карта современного и будущего Рунета») и «практическая» (дорожные карты по достижению поставленных целей);

  • подключить к работе над программой интернет-зависимые рынки, включающих такие сегменты экономики, как рынки предоставления инфраструктуры, связи, доступа в интернет, торговые площадки B2G/G2B и B2B , медиа;

  • решено собрать-утвердить набор индексов (метрик) развития интернета и построить новые индексы, в том числе «композитный индекс развития интернета», который будет отражать текущее состояние отрасли.

25 августа 2015 г. в Москве состоялась встреча членов Совета и Программного комитета (ПК) и Экспертного совета Института Развития Интернета (ИРИ) с представителями СМИ. Участникам мероприятия был представлен промежуточный отчет о работе экспертного сообщества ИРИ над Программой развития российского сегмента сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики.

За прошедшие с момента образования ПК ИРИ 2 месяца было проведено более 80 очных встреч рабочих групп ПК, а также получено и рассмотрено несколько сотен предложений специалистов интернет-индустрии, в том числе от участников IT-смены Молодежного форума «Территория смыслов». Экспертный вклад в наполнение проекта программы внесли все организации-учредители ИРИ, предоставив свои наработки по направлениям “медиа-коммуникации” (МКС), “интернет-экономика” (РАЭК), “цифровая грамотность” (РОЦИТ), “интернет-предпринимательство и инвестиции” (ФРИИ). Публичное обсуждение проекта предложений прошло путем проведения опроса членов Клуба директоров и Экспертного совета ИРИ.

В ходе выполнения поручения Президента страны аналитики ИРИ проанализировали государственные программы развития национальных сегментов сети Интернет Евросоюза, ряда европейских государств (Великобритания, Германия, Ирландия, Эстония, Нидерланды, Италия, Норвегия, Швеция), ведущих ИТ-держав Азии (Япония, Сингапур, Филиппины, Малайзия, Корея, Китай), а также США, Канады и Бразилии. Аналитики ИРИ в настоящий момент оформляют выводы по итогам анализа этих документов, выявляя пересечения и противоречия. Подробный анализ международного опыта будет представлен вместе с национальной программой в октябре 2015 года.

Лучшие зарубежные практики, такие как публичное обсуждение, регулярная отчетность, упрощенное изложение, глубокая интеграция ИКТ со смежными отраслями экономики найдут свое отражение в российской программе развития Рунета. К основным недостаткам зарубежных программ отнесено отсутствие целевых показателей и конкретных метрик. В разрабатываемой ИРИ программе развития Рунета предложено создать основной Индекс Рунета. Предполагается, что Индекс Рунета будет композитным, комплексным и позволит комбинировать различные метрики развития Рунета, его экосистем и сегментов, а также смежных отраслей экономики.

Индекс будет описывать состояние Рунета в целом, определяя взаимовлияние отрасли высоких технологий, смежных отраслей и экономики страны в целом. Кроме того индекс сможет отражать уровень интернет-развития регионов России. Анализ опыта международных организаций в составлении индексов развития интернет-экономики и зависимых рынков поможет создать собственную модель оценки болевых точек и точек роста.

Предложенная ИРИ структура программы развития Рунета включает следующие основные разделы: человеческий капитал; безопасность государства, личности и бизнеса; эффективность государства, госуслуги; интернет-торговля, экспорт товаров и услуг; промышленность и ТЭК; финансы; медиа и информация, развитие интернет-инфраструктуры. Во всех этих разделах эксперты ИРИ собрали конкретные предложения, сделав особый акцент на экономику, здравоохранение, образование и безопасность. Способы решения поставленных задач и достижения целей будут подробно описаны в виде дорожных карт.

Программой определены стратегические задачи (на 5-10 лет вперед), тактические (на 3 года вперед) и оперативные (на ближайший год). Решения состоят в поиске и интеграции в единый план инициатив, проектов и предложений по развитию интернет-отрасли и смежных отраслей экономики.

Интернет рассматривается как платформа для ускорения развития экономики и ускорения процесса активного взаимодействия государственных органов с гражданами. Программа призвана решить сложную задачу соблюдения баланса интересов бизнеса, государства и общества. Документ будет выработан в ходе отраслевых дискуссий на площадке ИРИ, призвана определить ключевые решения, которые должны быть приняты государством и бизнесом в области развития интернет-инфраструктуры, регулирования различных секторов интернет-отрасли, роста производительности национальной экономики за счет внедрения и широкого использования интернет-технологий, повышения качества и прозрачности государственного управления, а также обеспечения цифрового суверенитета, защиты от глобальных уязвимостей и нейтрализации различных сетевых рисков.

25 сентября 2015 г. в конференц-центра Яндекса состоялось итоговое заседание Программного комитета ИРИ. Доработанный по итогам заседания Программного комитета документ был представлен Наблюдательному совету ИРИ 30 сентября 2015 г.

5 октября 2015 г. в Администрации Президента Российской Федерации Наблюдательный Совет ИРИ представил свои предложения по формированию долгосрочной Программы развития российского сегмента сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики Первому заместителю руководителя Администрации Президента Российской Федерации Вячеславу Володину и Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николаю Никифорову.

Календарный план работы

Этапы

Сроки

1. Формирование Программного Комитета и Согласование Базовой Концепции, Целей и Задач программы и Структуры документов Программы и Дорожной карты

20 июня

2. Представление Первого Драфта документов — Базовая Программа развития в целом по отрасли и Базовый План-График (Проформа Дорожной карты) ее реализации по отдельным направлениям

20 июля

3. Представление Второго Драфта документов — Переработанная Программа и Расширенная Дорожная карта по отдельным направлениям

25 августа

4. Представление Финальных документов — Финальная Программа и Финальная Дорожная Карта по отдельным направлениям

25 сентября

5. Отчетный доклад Наблюдательному совету ИРИ

30 сентября

6. Представление финальных версий документов в Администрацию Президента РФ и Минкомсвязь России

до 20 октября

7. Представление документов Президенту Российской Федерации

до 1 ноября

Разработка законопроекта о предоставлении преференций российским разработчикам программного обеспечения (ПО) при госзакупках

25 марта 2015 г. в Государственной Думе РФ состоялось расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Российской Федерации.

Повестка заседания была сформулирована следующим образом: “Вопросы поддержки отечественных производителей ПО и упрощения экспортных процедур для малого бизнеса и частных предпринимателей”. Обсуждение в Госдуме преференций российским производителям софта было иницировано Институтом Развития Интернета.

Идея законодательно потребовать от госзаказчиков объяснений в каждом случае, когда они приобретают импортный программный продукт при наличии российских аналогов (они должны быть включены в специальный реестр), была поддержана представителями интернет-отрасли.

«Наша первоочередная задача — создать все условия для развития российской IT- отрасли», - заявил Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член Совета ИРИ Леонид Левин. – «Cохранение цифрового суверенитета возможно только при вытеснении импортного ПО». В настоящее время до 70% закупок ПО производится в сфере госуслуг, 25% из них занимает отечественный софт. По мнению экспертов ИРИ, если по инфраструктурным и аппаратным компонентам интернета российская продукция может заместить лишь незначительные доли, то в сфере программного обеспечения у нас имеется готовая индустрия, способная конкурировать даже с американскими компаниями и превосходящая в целом уровень БРИКС.

19 июня 2015 г. Госдума приняла в третьем чтении и в целом законопроект о предоставлении преференций российским разработчикам программного обеспечения (ПО) при госзакупках. Предложенные в законопроекте нормы подготовлены Ассоциацией разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" и Институтом развития Интернета (ИРИ).

Законопроект предусматривает создание единого реестра российского ПО "Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных". В документе приводится перечень критериев, которым должно соответствовать ПО для включения сведений о нем в этот реестр.

Поиск способов защиты пользователей от списания средств с их SIM-карт и банковских карт путем мобильного мошенничества

Институт Развития Интернета (ИРИ) и Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) в апреле 2015 года выступили с инициативой разработать законопроекты, позволяющие защитить абонентов сотовых телефонов от незаметного подключения к различным услугам.

Была сформирована и представлена во все заинтересованные ведомства позиция интернет-сообщества по этому вопросу с конкретными вариантами решения проблемы:

  • дополнить Закон «О защите прав потребителей» положением, более детально раскрывающим понятие цены товара (работы, услуги), а также положением о том, что информация о полной цене товара и условиях его приобретения должна доводиться до потребителя явным и недвусмысленным (т.е. исключающим толкования) образом
  • дополнить Закон «О рекламе» положениями, которые дадут четкое определение недобросовестной рекламы
  • инициировать принятие Постановления Правительства РФ, которое установит правила доступа к платным сервисам мобильной связи и мобильного интернета. В частности, предлагается обязать операторов подобных услуг выводить абоненту при заказе услуги окно или СМС с существенными условиями (полная цена, за какой период, как легко отключиться), получать сигнал об ознакомлении пользователя с этими условиями, ввести обязательное подтверждение оплаты за услугу через СМС, а также установить требования и критерии легкого доступа к перечню заказанных через данную сим-карту дополнительных платных услуг с возможностью их легкого отключения
  • установить требование ежемесячного предоставления абоненту с помощью СМС и электронной почты информации о подключенных допуслугах и расходах на каждую, с возможностью их отключения
  • установить требования к представлению такой информации или условий приобретения товара, услуги: например, в виде текста – шрифтом, имеющим размер не менее среднего для данной рекламы; в виде аудиоинформации – с необходимой громкостью и скоростью озвучивания.

Еще один важный для операторов мобильной связи вопрос – это безопасность их клиентов, персональных данных абонентов сотовой связи, банковских карт, привязанных к номерам мобильных телефонов. ИРИ выступает усиление контроля и ответственности за продажу сим-карт без контракта и подтверждающего личность документа; сами операторы связи должны внедрить системы мониторинга зараженных абонентов и предпринимать действия по нейтрализации вредоносного ПО; также необходимо обязать банки внедрить системы контроля смены сим-карт и мониторинга компрометации учетных записей; наконец, необходимо ввести обязательные уроки основ информационной безопасности в школах, а также уделять внимание этой теме в эфире федеральных телеканалов.