ИРИ выяснил отношение интернет-отрасли к законопроекту о регулировании социальных сетей

05 июня

Институт развития Интернета провел экспертное исследование о позиции отрасли относительно вынесения на рассмотрение резонансного законопроекта депутата Государственной Думы Виталия Милонова «О правовом регулировании деятельности социальных сетей».

ИРИ выяснил отношение интернет-отрасли к законопроекту о регулировании социальных сетей

Институт развития Интернета провел экспертное исследование о позиции отрасли относительно вынесения на рассмотрение резонансного законопроекта депутата Государственной Думы Виталия Милонова «О правовом регулировании деятельности социальных сетей». В исследовании, в частности, затрагиваются вопросы целесообразности предложений, вносимых законопроектом, его юридическая проработанность и уместность.

Напомним, что законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей» был внесен на рассмотрение Государственной Думы 10 апреля 2017 года. По словам его автора – Виталия Милонова, документ разработан в целях создания комплексного регулирования правоотношений, возникающих при использовании социальных сетей. Так, законопроектом предлагается закрепить порядок регистрации пользователей с помощью документов, удостоверяющих личность, и запретить использование соцсетей лицам, не достигшим 14-ти лет. По мнению Виталия Милонова, это решит проблему «фэйковых страниц» и ограничит тлетворное влияние «трудных» подростков на своих сверстников, а также позволит привлекать к ответственности конкретных распространителей запрещенных материалов. Однако сам законопроект вызвал ни мало споров и дискуссий, особенно у представителей интернет-индустрии.


Поскольку ИРИ выступает в роли информационно-дискуссионной площадки для обсуждения актуальных проблем отрасли цифровых и информационных технологий и выражения позиции ее игроков, на экспертной площадке Института развития Интернета было проведено исследование (в форме опроса). Его результаты, в частности, были направлены в профильный комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, для дальнейшего принятия их во внимание при публичных обсуждениях законопроекта.

Примечание:

В опросе приняло участие более 100 членов экспертного совета: представителей крупного и среднего бизнеса в сфере информационных технологий, государственных и некоммерческих структур.


Результаты экспертного опроса

1.Как, на Ваш взгляд, реализация законодательной инициативы Виталия Милонова в целом скажется на развитии цифровых технологий и экономики в России?

Крайне негативно

51%

Негативно

42%

Нейтрально

7%



2.Нуждаются ли социальные сети в специальном законодательном регулировании (специальный ФЗ)?

Нет, действующее законодательство исчерпывающим образом распространяется на работу социальных сетей, необходимо развивать существующие нормы

52%

Нет

30%

Да, но предложенные правила не решают заявленных проблем

16%

Да

2%



3.Может ли запрет на доступ в социальные сети укрепить моральные ценности и развить нравственность среди несовершеннолетних?

Нет, нынешнее положение дел не связано с доступом детей в социальные сети. Это результат сложившихся общественных отношений

65%

Нет, не может

28%

Да, может

7%



4.Выполняет ли запрет на регистрацию в социальных сетях несовершеннолетних задачу ограждения от информации, представляющей для них угрозу?

Не выполняет. В интернете есть альтернативные источники

95%

Выполняет, но недопустим

3%

Выполняет

2%



5.Насколько велика проблема "фейковых" (не принадлежащих указанному в них автору) страниц в социальных сетях?

Наличие "фейковых" страниц в социальных сетях вообще не является федеральной проблемой

63%

Это проблема не угрожает безопасности россиян, но проблема важная

30%

Эта проблема угрожает безопасности россиян

7%





6.Решит ли регистрация в социальных сетях по паспорту - проблему распространения террористической информации и вербовки в террористические группы через социальные сети?

Нет, Действующего законодательства достаточно для пресечения такой информации. Оно распространяется на интернет и социальные сети

42%

Нет, не решит

51%

Да, решит

7%



7. - Проблему распространения заведомо ложных и порочащих сведений?

Действующего законодательства достаточно для противодействия клевете и заведомо ложным сведениям

42%

Не решит, но пользователи социальных сетей начнут чаще задумываться над содержанием своих страниц

21%

Не решит

37%

Решит

1%



8. В целом регистрация в социальных сетях по паспорту...

Просто не имеет смысла, текущей идентификации достаточно (sim-карты, домашний интернет, wifi, достаточно на основании соглашении об услугах)

74%

Скорее бесполезна

24%

Скорее полезна

2%



9. Должно ли государство отдельными законами запрещать рекламу незапрещенных законом товаров и услуг в социальных сетях?

Нет, предварительно оно должно запретить сами товары и услуги

72%

Да, может запрещать рекламу, хотя сами услуги и товары не запрещены

28%



10.Должно ли государство регламентировать нахождение граждан в социальных сетях в рабочее время?

Это вопрос вообще не нуждается в регулировании на законодательном уровне. Его должны регулировать работодатели в каждом конкретном случае отдельно

86%

Да, может. Только для государственных служащих

14%

Да, всех

0%



11. Оцените реальность выполнения предложенных мер по регулированию социальных сетей российскими и зарубежными социальными сетями

Нереализуемо. Социальные сет, в том числе зарубежные, не станут следовать этим нормам и будут закрыты за несоблюдение российского законодательства

99%

Реализуемо. Социальные сети, в том числе зарубежные, будут следовать этим нормам и продолжат функционировать на территории России

1%



12. Как вы считаете, можно ли вносить на обсуждение Государственной Думы России подобные законопроекты без предварительных консультаций и проработки с экспертным сообществом?

Нет, инициативы такого уровня и масштаба непременно должны просеиваться сквозь экспертное "сито"

91%

Депутат Госдумы России вправе вносить любые законопроекты, даже таких

9%



13. Оцените, пожалуйста, качество проработки законодательной инициативы в целом: логичность, юридическая однозначность терминов, соответствие поставленных проблем предлагаемым решениям, не противоречие предложений законодательству РФ и здравому смыслу

Крайне неудовлетворительно

63%

Неудовлетворительно

31%

Удовлетворительно

6%



14. Как вы считаете должны ли существовать дополнительные межведомственные органы по контролю за осуществлением деятельности в социальных сетях

Нет, текущих достаточно

84%

Да, они нужны

16%

Выводы и предложения Института развития Интернета:

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью жизни современного общества, а, в особенности, молодежи, источником коммуникации, получения новой информации и даже - дохода. Использование социальных сетей подростками не только допускает получение ими вредоносной и потенциально опасной для восприятия информации, но и является средством их интеллектуального развития, погружения в информационное пространство, формирует навыки и понимание реальности нового цифрового уклада, действующих в нем закономерностей, универсальных и разделяемых мировым сообществом.

Нельзя забывать и о том, что именно при помощи социальных сетей зачастую создаются волонтерские и добровольческие группы и объединения, формируются тематические сообщества, в том числе научного общественно-полезного характера. Социальные сети, как и всё в этом мире, могут приносить не только потенциальный вред, но и большую пользу, в том числе подрастающему поколению.

Ввиду этих обстоятельств, предложенным в законопроекте ограничения, по мнению экспертов ИРИ, являются контрпродуктивными и могут отбросить развитие цифровой экономики в России на несколько десятилетий назад, в то время как мир стремительно движется на пути к новой технологической реальности, в которой - свободное движение информации и беспрепятственный доступ к ней различных общественных групп являются основными условиями. В частности, следует помнить, что работа и нахождение в социальных сетях для многих категорий граждан является профессиональной обязанностью.

Альтернативой запретительной политике может и должна стать информационно-разъяснительная работа, проводимая государственными структурами, общественными и образовательными институтами.

Законопроект № 145507-7 предусматривает закрепление правовых норм, направленных на регулирование отношений, связанных с пользованием социальных сетей, которые в настоящее время уже урегулированы целым рядом законодательных актов: федеральные законы «О персональных данных», «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», ряд указов Президента, а также ряд нормативно-правовых актов органов связи, Роскомнадзор, ФСТЭК и т.д.. Таким образом, законопроектом предусматривается закрепление альтернативного порядка взаимоотношений при сохранении действующих порядков, что может стать источником появления правовых коллизий.

Говоря предметно, основная норма - регистрация по паспорту - практически невыполнима с технологической точки зрения. Потребуется обновить внутренние алгоритмы, переписать правила работы и ввести службу модерации и проверки информации, что приведет их к кратному увеличению расходов на эти мероприятия. Сайты, которые не смогут обеспечить такую модерацию, будут вынуждены отказаться от пользовательского контента и вернуться в интернет 1995 года, web 1.0. В конечном итоге, зарубежные социальные сети, бесспорно, будут вынуждены бойкотировать предлагаемые правила работы и покинуть российский рынок, что неизбежно ударит по репутации и престижу России в мире.

В целом, результаты опроса, проведенного ИРИ, свидетельствуют о том, что законопроекты такого социального масштаба и глубины действия не следует вносить в Законодательное Собрание России без предварительной проработки и обсуждения с экспертами профильной отрасли, созданных с целью их верификации. 



05 июня


Другие новости