Как будет развиваться Рунет

20 февраля

Развитие информационных технологий занимает одно из первых мест в жизни общества. О том, как будет расти интернет в России, и что для этого требуется, рассказал член совета Института Развития Интернета и директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Развитие информационных технологий занимает одно из первых мест в жизни общества. О том, как будет расти интернет в России, и что для этого требуется, рассказал член совета Института Развития Интернета и директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Можно смело утверждать, что сейчас в стране идет 4-я промышленная революция — интернет скажется на всех отраслях так же, как это сделало в свое время электричество. Ведь он проникает во все отрасли и процессы автоматизации. Мы считаем, что через 5-6 лет интернет-экономика станет полноценной составляющей ВВП страны и при этом исчезнет противопоставление 2-х экономик — цифровой и традиционной.

По итогам 2014-го года объем интернет-зависимых рынков составил 16% ВВП или 11,8 трлн рублей. При этом объем интернет-рынков (контент и сервисы) в исследовании «Экономика Рунета 2014-2015» составил 1094 млрд рублей, объем рынка электронных платежей — 476 млрд рублей, что в сумме своей равно 2,2% ВВП России за 2014 год.

В Рунете продолжают расти все сегменты, отдельные — электронная коммерция и видеореклама — даже быстрее, чем было спрогнозировано год назад. При этом возможности для роста существуют во всех сегментах цифровой экономики. Даже если взять самый крупный по объему сегмент — онлайн-ритейл, его объем составляет всего чуть больше процента от розничных продаж, тогда как в США и Великобритании — больше 10%.

Что касается стимулирования развития интернет-сегмента, есть целый набор мер и механизмов ускорения развития различных сегментов экономики:

  • снижение ставки страховых взносов для инновационного бизнеса с прогрессирующей шкалой роста и доведения до общепринятой ставки;
  • «налоговые каникулы» по НДС;
  • расширение форм представления инвестиционного налогового кредита;
  • налоговые льготы/вычеты для инвесторов на посевных стадиях;
  • реформирование налоговых ставок для сделок с участием нерезидентов РФ при удаленном сотрудничестве в сфере IT;
  • упрощение процедуры оформления финансовых операций для удаленных сотрудников в сфере IT;
  • распространение режима льготного НДС на все модели продажи ПО и сервисов;
  • введение в законодательство специального режима налогообложения прибыли от интеллектуальной собственности по ставке 5%;
  • введение системы возврата НДС для экспортеров ПО и IT-сервисов.

Наибольшие инновации сейчас наблюдаются не в интернет-торговле как таковой, а в процессах логистики, фулфилмента и тд. Это использование интернета вещей и облачных сервисов для оптимизации поставок, отслеживания продуктов и покупок, контроля качества и борьбы с подделками,использование робототехники и дронов и многое другое. С другой стороны — новые технологии интернет-рекламы и мобильные технологии для привлечения покупателей. В России так же серьезное внимание обратили на технологическую составляющую и логистику: появилось понимание, что обычные посредники просто не выживут в кризис, какие бы пошлины мы не вводили.

Можно говорить о том, что уже сейчас понятно, какими навыками и компетенциями должен обладать выпускник ВУЗа, чтобы быть востребованным на рынке труда. Речь идет о сильных математических и аналитических навыках, позволяющих работать как в областях обработки больших данных, так и в сложной web-аналитике. Навыки программирования тоже обязательны. Кроме этого, стоит говорить об обязательности знаний английского языка, так как на нем в сети появляется 90% информации.

В российском интернете вопрос импортозамещения был решен де-факто всегда. Сегодня ландшафт Рунета в значительной степени определен, стабилен и представлен как российскими, так и международными игроками. При этом по ряду стратегических направлений и ниш — лидерство удерживают отечественные игроки, холдинги и интернет-сервисы. Только у нас в Рунете есть свои собственные поисковые службы, почтовая служба, крупнейшие собственные платформы онлайн-торговли, несколько социальных сетей — все они прочно удерживает лидерство, каждый сервис — в своем сегменте. Россия — уникальная и мощная страна с собственной большой устойчивой нишей и наработками в сфере ИТ-технологий.

Активное формирование особых правовых норм, регулирующих отношения в Рунете, началось сравнительно недавно, в начале 2010-х. На отношения в Рунете распространялись общие требования российского законодательства, однако специальных требований, учитывающих особенности Интернета, практически не было. Стоит отметить, что создание особых правовых рамок для регулирования Интернета — общемировой тренд.

В 2015 году важной тенденцией в области взаимодействия государства с интернет-отраслью стало учреждение в марте 2015 года АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), что стало продолжением идей и предложений, озвученных интернет-отраслью и поддержанных государством в октябре 2014 году ходе RIW 2014 (Russian Interactive Week) и долгосрочной программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики.

ИРИ — молодой, но уже очень успешных институт, реализующий ряд инициатив по 3 главным направлениям: межотраслевой диалог (интернет, общество и пользователи, телеком, медиа, интернет-предприниматели и инвесторы); диалог интернет-отрасли и государства; стратегическое планирование развития интернет-отрасли и связанных отраслей экономики.

РАЭК позиционирует себя как главный консолидатор позиции и мнения интернет-отрасли и работает в этом направлении с 2006 года, поэтому за 10 лет своей работы заслужила право называться основным лоббистом интересов отрасли, организатором ключевых индустриальных мероприятий, аналитическим и исследовательским агентством, площадкой для диалога типа бизнес-бизнес и бизнес-государство. Все инициативы, находящиеся в разработке РАЭК — реализуются Ассоциацией самостоятельно или через интерфейс ИРИ — в каждом конкретном случае вопрос решается отдельно, с оценкой эффективности реализации по тому или иному каналу.

Очевидная смена вектора законодательных инициатив 2014-2015 годов была продиктована сложной геополитической ситуацией, санкциями и необходимостью обеспечить цифровой суверенитет РФ, а также ограничить информационную и технологическую зависимость нашей отрасли высоких технологий от влияния Запада. Важным этапом в развитии стало противодействие концепции так называемой «Глобальной лицензии», и «Налогу на интернет», где впервые с единой позицией выступили как представители интернет-индустрии, так и телекоммуникационные компании, и значительная часть правообладателей и производителей контента. Такой опыт позволил перейти к давно накопившимся вопросам реформирования системы коллективного управления правами.



20 февраля


Другие новости