Образование IT-специалистов в центре внимания форума “Территория смыслов”

18 июля
И+ Образование

На смене «Молодые ученые и преподаватели IT-технологий» эксперты ИРИ обозначили основные болевые точки на стыке IT-технологий и образования

Пятый день IT-смены Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» был посвящен вопросам получения качественного образования и карьерного роста IT-специалистов, а также вопросам онлайн-образования полного цикла.

Сергей Гребенников, директор РОЦИТ и член правления ИРИ, рассказал, что во многих странах мира государство в последние годы особое внимание уделяет вовлечению учащихся в сферу IT, так как предполагается, что к 2020 году 30% всех профессий будет связано с информационными технологиями. Сегодня в России уже не хватает около 4 млн IT-специалистов, а емкость рынка труда в этой сфере будет только расти.

Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.RuGroup, отметил, что профессию IT-специалиста в нашей стране надо популяризировать: «Самая популярная профессия сегодня в России – чиновник, IT-специалист – лишь на 7-м месте. С учетом демографического кризиса, проблема нехватки специалистов будет только обостряться». И это несмотря на то, что IT-отрасль остается одной из самых высокооплачиваемых: средняя зарплата в отрасли составляет 71 тыс. рублей.

Данные исследований показывают, что 79% выпускников направления IT довольны своим выбором и после завершения обучения в ВУЗах планируют продолжать работать по специальности. Кого-то привлекает возможность работать в крупных компаниях, в том числе международных, не выезжая за пределы России, кого-то - возможность работы на фрилансе, а кто-то планирует заниматься развитием своих стартапов. На это их вдохновляют примеры российских разработчиков, создавших свои компании, которые сегодня вышли на мировой уровень. В то же время работодатели не  всегда довольны уровнем профессиональной подготовки выпускников российских ВУЗов, которые готовят будущих IT-специалистов по устаревшим учебным планам, не ориентируясь на реальные потребности рынка. Пробелы в образовании выпускников крупные компании решают путем проведения стажировок. Решение проблемы экспертам видится в более тесном сотрудничестве между работодателями и ВУЗами. Новые образовательные стандарты предусматривают прохождение нескольких практик. Дмитрий Волошин посоветовал студентам не доверять вопрос устройства на практику ВУЗу, а искать себе место прохождения практики самим, с прицелом на будущее трудоустройство.

Разрыв между программой обучения и потребностями работодателей привел к тому, что сегодня крупные IT-компании заключают партнерские соглашения с ведущими техническими университетами и направляют в ВУЗы своих сотрудников в качестве преподавателей. Для сотрудников компании – это получение нового опыта, повышение собственной стоимости на рынке труда, а для компании – возможность привлечения на работу выпускников, уже имеющих представление о своем потенциальном работодателе.

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, рекомендовал участникам форума обратить внимание на практико-ориентированное онлайн обучение. Это форма хороша для получения дополнительных знаний, она актуальна для тех, кто хочет быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Особое внимание надо уделять самостоятельному написанию дипломных и научных работ. “Каждый должен отвечать за диплом своей репутацией”, - считает Иван Засурский.  Привить людям привычку учиться надо со школьной скамьи, мотивируя их к постоянному обучению.

О системах нового образования рассказал директор "Университета Иннополис" Дмитрий Кондратьев. Иннополис - это инновационный город будущего в 40 минутах езды от Казани. Он представляет собой классический исследовательский центр и университет, где проходят исследования в области информационных технологий. Обучаются в университете только самые талантливые студенты, прошедшие серьезный отбор. Главные критерии: мотивация, фундаментальная подготовка в технических науках и хорошее знание английского языка. Студенты магистратуры вместо дипломной работы трудятся над разработкой реальных проектов по заданию ведущих компний IT-отрасли. "Мы обучаем не информационным технологиям, а процессам работы над реальными проектами", - отметил Дмитрий Кондратьев

Использование онлайн-пространства в сфере образования – один из важнейших вопросов, над которым работает Институт развития интернета (ИРИ). Согласно последним исследованиям, 74% учащихся занимаются дополнительно, но лишь 46% используют для этого интернет. О развитии онлайн-образования на форуме говорили многие топ-эксперты Программного комитета ИРИ, занимающегося разработкой долгосрочной программы развития российского сегмента сети Интернет и смежных отраслей экономики.

Эксперты ИРИ обозначили следующие основные болевые точки на стыке IT-технологий и образования: развитие профессиональных стандартов, создание и развитие новых компетенций, вопросы расширения программ онлайн-образования, софинансирование образования со стороны частных компаний и многие другие. По мнению экспертов  активное использование интернет-технологий позволит повысить уровень подготовки выпускников школ и ВУЗов, дать самые актуальные знания, привлечь к онлайн образованию высококвалифицированных преподавателей.

Напомним, образовательная смена «Молодые ученые и преподаватели  IT-технологий»  на «Территории смыслов» проводится впервые, её проведение курирует Институт развития интернета (ИРИ). В списке лекторов — только первые лица. Здесь собрались руководители всех крупнейших IT-компаний: "Яндекс", Mail.Ru, "Рамблер", "Лаборатория Касперского", "1С:", ФРИИ, РАЭК, РОЦИТ и др. Нововведением на Форуме стал «Конвейер молодёжных проектов»: участники могут публично презентовать перед федеральными экспертами и коллегами свои уникальные идеи и получить грантовую поддержку на их реализацию. Впервые все лекции и панельные дискуссии от лидеров отрасли транслируются в прямом эфире на официальном канале Форума, таким образом, каждый желающий может заочно принять участие в образовательной программе.

Организаторы Форума: Федеральное агентствопо делам молодёжи, Общественная палата Российской федерации и «Роспатриотцентр». Курирует Форум Управление по внутренней политике Администрации Президента и Управление по общественным проектам Администрации Президента.



18 июля
И+ Образование


Другие новости