Все Новости

ИРИ выяснил объем рынка коммуникационных программ для госведомств

9 Февраля 2017 ИРИ выяснил объем рынка коммуникационных программ для госведомств
Перед завершением отбора российских мессенджеров для органов власти Институт развития интернета выяснил объем рынка коммуникационных программ для госведомств. По оценкам экспертов ИРИ российские органы власти ежегодно тратят на мессенджеры около 500 млн рублей. Наиболее популярны разработки иностранных компаний, таких как Microsoft, Cisco, Adobe и др.

В 2016 году чиновники потратили на средства коммуникации порядка 394 млн рублей — это почти на 40% меньше, чем в 2015-м, когда на подобные программы потратили 646 млн. Такое снижение сложно объяснить кризисом: ведь в 2015 году наблюдался 35-процентный прирост рынка. Эксперты ИРИ полагают, что причина — в том, что 1 января 2016 года в России заработал единый реестр отечественного программного обеспечения (ПО). Его ведением занимается Минкомсвязи. Закон запрещает закупку для государственных и муниципальных нужд иностранного ПО, если в реестре присутствует российский его аналог. Но закупки иностранного коммуникационного софта, хоть и в меньших объемах, всё же продолжаются. По словам экспертов ИРИ, самые распространенные решения, которые приобретаются российскими госорганами на различных уровнях, — Skype for Business, Microsoft Lync, Cisco WebEx, СommunigatePro, Adobe Connect, ooVoo и др.

Директор по проектной деятельности ИРИ Арсений Щельцин объяснил закупку иностранного софта тем, что для госорганов в средствах коммуникации важны разнообразные возможности: отправка текстовых сообщений, видео-конференц-связь, скриншаринг презентаций (то есть возможность трансляции изображения с экрана компьютера) и интеграция с системой документооборота. Функции скриншаринга не было почти во всех отечественных мессенджерах, и это давало чиновникам легальный повод купить иностранные продукты.
Есть и другая хитрость, к которой прибегают зарубежные компании.
— Западные разработчики активно используют стратегию так называемых кросспродаж, — пояснил Арсений Щельцин. — К примеру, структурам, которые закупают офисные решения, по сути, навязывают коммуникационное программное обеспечение.

По словам Андрея Кузнецова, директора по информационным технологиям компании «Диалог» (разрабатывают одноименный мессенджер), активную роль в продвижении иностранных мессенджеров в России играют фирмы-интеграторы — поставщики готовых информационных систем. Они подписывают крупные контракты с Microsoft и активно предлагают российским госорганам не только офисные решения этой фирмы, но и сервисы коммуникации.
— Сейчас ИРИ проводит конкурс по отбору госмессенджера. Надеемся, после того как определятся победители, интеграторам дадут рекомендации продвигать отечественные решения, — отметил Андрей Кузнецов.

Арсений Щельцин подтвердил, что ИРИ планирует начать работу с интеграторами. В своем исследовании эксперты ИРИ отмечают, что уже сегодня есть российские продукты, которые по своим функциональным характеристикам и удобству могут заменить иностранные, среди них «Сибрус» (разработчик ООО «Киберника»), Dialog (ООО «Диалог»), Flodium (OMMG Technology), ICQ2016 (Mail.Ru Group) и другие. Все эти сервисы участвуют в проекте ИРИ по отбору госмессенджера.
По мнению основателя компании OMMG Technology Сергея Кравцова, госорганы чаще всего покупают коммуникационные платформы, то есть это и программы, и серверы для них — всё необходимое, чтобы развернуть систему коммуникации.

— Их поставляют интеграторы, которые привыкли работать с иностранными компаниями, — уверен Сергей Кравцов. — Сейчас пошел тренд на импортозамещение. Интеграторам нужно время, чтобы подобрать продукты, научиться с ними работать, сертифицировать оборудование и так далее. Уверен, что по этой причине рынок начал проседать в 2016 году и еще просядет в 2017-м, но в 2018–2019 годах пойдет на подъем.

По материалам газеты Известия


Все Новости